Сайт Карталинско-Варненского благочиния Челябинской Епархии Русской Православной Церкви  


Расписания и объявления Благочиние Вопросы и ответы Гостевая

Внешний облик храма


      В своей повседневной жизни мы часто видим православные храмы. К одним привыкаем, проживая рядом или ежедневно проходя мимо в своих житейских заботах. Другие привлекают наш взор во время путешествий за пределы своего населенного пункта. Наконец, многое можно узнать о старинных храмах в культурных и краеведческих телепередачах, на страницах печатных изданий и в Интернете.
      Наше отношение к этим религиозным сооружениям так же разное. Одни их не замечают в силу привычки или суетности жизни. Других привлекает архитектурное изящество храмов, блеск куполов, благолепие внутреннего убранства и росписей, осознание того, что им, подчас, несколько веков. И только православный христианин всегда при виде храма, независимо от того, новодельная ли это церквушка или грандиозный памятник начала прошлого тысячелетия, снимет головной убор, перекрестится и сотворит про себя Христову молитву. Но далеко не все знают символическое значение архитектурных элементов храма и его внутреннего убранства.
      В храме нет ничего лишнего и не несущего в себе сакральный смысл. Например, каждый православный храм завершается куполом или куполами. А сколько их бывает? Может ли архитектор, создающий проект храма, вписать их количество на свое усмотрение? Увы. Даже в этом вопросе существует многовековая каноническая традиция. Куполов может быть один, три, пять, семь, девять или тринадцать. Один - значит, что у Церкви одна глава - Иисус Христос. Три купола устанавливают в честь Святой Троицы. Пять - в память Иисуса Христа и четырех Евангелистов. Семь - напоминают нам о семи Святых Таинствах, девять - о девяти чинах ангельских, тринадцать - о Спасителе и Его двенадцати Апостолах.
      При этом иногда в счет не идет колокольня, так же, как правило, завершающаяся куполом. В древности колокольня вообще возводилась, как отдельное сооружение, служащее не для богослужений, а для их звукового сопровождения: благовест - удары в один колокол несколько раз оповещают о начале богослужения; трезвон - удары в несколько колоколов вместе в три приема говорят о начале торжественных служб; перезвон - удары в каждый колокол по одному разу, завершающийся ударом во все колокола разом, бывает во время крестных ходов. В старину на Руси колокольный звон был настоящим искусством. Да и колоколов устанавливали побольше: от огромных многотонных до очень маленьких. По крайней мере, с XIX века и по наши дни колокольни стали совмещать со зданием храма. В небольших храмах их вообще не строят. Мастерство колокольного боя так же стало редчайшей профессией.
      Все купола венчают кресты. Они как и везде символизируют победу Иисуса Христа над смертью и злом.



      Не только главы церквей - купола, но и сама форма храма не бывает произвольной. Практически все храмы нашего благочиния построены в форме креста. Только Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Варне отдаленно напоминает нам форму корабля. Больше всего на него похож Свято-Никольский храм в гор. Магнитогорске. Эта форма говорит нам о том, что только Церковь является тем кораблем, на котором можно спастись в житейском море.
      В древности храмы строились также в форме звезды или круга, напоминая прихожанам о путеводной роли Церкви и вечной бесконечности. Такие храмы можно увидеть только в европейской части России или в православном Зарубежье.
      Символично и внутреннее обустройство храма, его убранство.

От редакции, по благословлению о. Сергия,
на основе репринтного издания "Закона Божия" от 1901 г.




От редакции:

Свои отклики, предложения и пожелания можете оставлять в гостевой книге или отправлять по адресу: kartalyprihod@yandex.ru. Там же можно задать наиболее общие вопросы.

Оперативные вопросы относительно богослужений и треб задавайте по телефону (8-351-33)2-21-34
Hosted by uCoz