Сайт Карталинско-Варненского благочиния Челябинской Епархии Русской Православной Церкви  


Расписания и объявления Благочиние Вопросы и ответы Гостевая

Внутреннее обустройство храма

      Наша ежедневная жизнь далека обычно от Бога и от мысли о нем. Для того, чтобы приблизиться к Нему нам надо вырваться из обыкновенной, будничной обстановки и погрузиться в особую атмосферу, напоминающую о Всевышнем и о Его Царстве. Для этой цели и служит храм.
      В ветхозаветные времена Господь Сам дал святому пророку Моисею указания, как надо создать храм для служения Ему. Иудеи, странствовавшие тогда по землям Ближнего Востока, вынуждены были обустроить переносной храм-скинию в виде особой палатки. Первый капитальный храм был построен несколькими веками позже в Иерусалиме, с соблюдением всех Божиих заповедей.
Храм-скиния разделялся на Святое Святых (1), святилище (2) и двор (3), называемый еще притвором. Святое Святых изображало Небесное Божие Царство, и никто не мог входить туда, помня об изгнании Адама и Евы из рая. Только один раз в год Первосвященник, бывший в Ветхом Завете прообразом Спасителя, входил с жертвой в Святое Святых. Этим он напоминал людям, что хотя Царство Небесное и закрыто сейчас, но наступит время пришествия Того, Кого он изображает, и Царство Небесное откроется. По этой же причине простой народ не мог входить и в святилище, открытое только для священников, приносящих там жертвы. Местом для обычных людей служил притвор.

      По образу ветхо-заветного храма создаются и наши православные храмы. У них так же три основных части: алтарь, средняя часть и притвор. Святому Святых соответствует алтарь - образ Царства Небесного. Он всегда находится в восточной стороне храма. Как и Святое Святых, он отгорожен от средней части храма, соответствующей святилищу, иконостасом. Но если вход в Святое Святых был всегда закрыт, то вход в алтарь открывается во все важнейшие моменты богослужения, символизируя пришествие Христа Спасителя, открывшего Царство Небесное. Однако и по современным правилам никто не должен входить в алтарь, кроме тех, кто совершают богослужение или прислуживают при нем.



Иконостас - перегородка, украшенная иконами и отделяющая алтарь. В середине иконостаса находятся Царские Врата, так как через них невидимо проходит Царь Славы Христос во время Святого Таинства Причастия. Зримо Его изображает священник, совершающий богослужение. Никогда через них не должны проходить миряне.
      Слева и справа от Царских врат имеются еще две двери - северные и южные врата соответствено. Они так названы потому, что алтарь всегда находится в восточной стороне храма. Эти врата называют еще диаконскими.
      Иконостас и весь алтарь возвышается над остальной церковью и символизирует Горнее (возвышенное) Царство Небесное. Это возвышение перед иконостасом называют солеей. Часто в центре солеи перед Царскими Вратами делают выступ, называемый амвоном. Стоя на нем, священники читают Святое Евангелие и проповеди.

В средней части храма можно увидеть множество подставок со скошенными столешницами - аналои. На них помещают иконы, кресты и Евангелие для того, чтобы прихожанам было удобнее к ним прикладываться (целовать). На аналоях напротив Царских Врат располагают иконы в честь события или святого, имя которого носит храм. Во время православных праздников там же помещают иконы, посвященные этим событиям. Эти иконы еще называют престольными, т.к. они расположены перед престолом, находящимся в алтаре. Верующие, приходя в храм, именно к ним прикладываются в первую очередь.






Слева от иконостаса стоит канун - столик с горизонтальной столешницей, оборудованной подставкой для свечей и изображением Распятия. Перед кануном совершаются панихиды и другие заупокойные богослужения. Верующие перед ним поминают усопших близких и роственников, ставят за них свечи.








Перед иконами ставятся подсвечники, на которых православные христиане ставят свечи за живых людей. Считается, что горящая свеча - символ нашей молитвы и любви к Богу.

Люстра, весящая в центре храма, называется паникадилом. Зажжением или тушением паникадила отмечаются моменты богослужения, когда мы вспоминаем радостные или печальные священные события.


      В средней части храма, где в Ветхом Завете стояли только священники, теперь стоят все верные христиане, которых Иисус Христос называл не рабами, а друзьями Своими и детьми. Апостол же Петр всех христиан называл "царственным священством, народом святым". По этой причине в христианском храме не должно было бы быть притвора. Но так называют обычно место, наиболее удаленное от алтаря, ближе к главному входу в храм. Иногда Церковь запрещает тяжело согрешившим и отступившим от нее христианам стоять в средней части храма, а отсылает их в притвор. Там же принято стоять оглашенным - некрещенным людям, кто только готовится стать христианами. Однако, нет ничего предосудительного в присутствии там во время богослужений христианам, считающих себя верными. Обычно это случается в многолюдные дни и в результате опоздания к началу службы.
      При открытых Царских Вратах, можно частично рассмотреть обустройство алтаря. Первое, что бросается в глаза - престол и стоящий за ним семисвечник. Престол получил свое название в честь небесного престола Божия. И в действительности он является престолом Господа, так как нем стоят Святые Дары - Тело и Кровь Самого Христа Спасителя. Запасные Святые Дары для причащения больных сохраняются на престоле в дарохранительнице, изготавливаемой обычно в виде маленькой церкви. Для перенесения Святых Даров на дом больным используется небольшая дароносица, которая тоже помещается на престоле.
       Так же на престоле находятся антиминс (плат с частицей мощей того или иного саятого), напрестольные Святое Евангелие и Крест.
       В северной части алтаря стоит стол, называемый жертвенником. На жертвеннике находятся святые сосуды и предметы, служащие для приготовления и осуществления Евхаристии - Таинства причащения. Это чаша, звездица, лжица, копие и ковш. В обычное время святые сосуды покрываются покровицами и "воздухом" - большим покровом. На жертвеннике так же лежат плат для вытирания губ причастников и губка для вытирания сосудов.
      К этим предметам не позволяется никому прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.
      На восточной стене алтаря, за престолом, находится "запрестольный образ", представляющий обычно Христа Спасителя на царском троне, или Воскресение Христово. Место за престолом называется горним.
      В больших храмах часто, кроме основного алтаря и престола, обустраивают дополнительные, назывемые приделами. Так в нашем Саято-Казанском храме есть два дополнительных придела: в честь Исповедников и Новомученников Российских - слева (если смотреть из средней части храма) и в честь святого преподобного Симеона Верхотурского - справа. Дни, когда отмечается память этих святых, считаются в нашем приходе престольными праздниками, наравне с праздником Казанской иконы Божией Матери.

От редакции, по благословлению о. Сергия,
на основе репринтного издания "Закона Божия" от 1901 г.




От редакции:

Свои отклики, предложения и пожелания можете оставлять в гостевой книге или отправлять по адресу: kartalyprihod@yandex.ru. Там же можно задать наиболее общие вопросы.

Оперативные вопросы относительно богослужений и треб задавайте по телефону (8-351-33)2-21-34
Hosted by uCoz