Сайт Карталинско-Варненского благочиния Челябинской Епархии Русской Православной Церкви  


Расписания и объявления Благочиние Вопросы и ответы Гостевая

История края

      Карталинско-Варненское благочинный округ Челябинской епархии Русской Православной Церкви объединяет в себе приходы Варненского, Карталинского и Брединского районов Челябинской обл. Это образование адаптировано к современному административно-территориальному делению региона. До начала ХХ века наши земли входили в состав Оренбургского казачьего войска, а церковные приходы подчинялись епископу Оренбургскому и Уфимскому. Какова же история нашего края?
      Массовое проникновение православия за Урал началось в начале 40-х годов XIX века. Особую роль в этом сыграло Положение об Оренбургском казачьем войске от 12 декабря 1840 г. Оно включало в территориальный состав войска Троицкий, Верхнеуральский и часть Орского и Челябинского уездов. Согласно этому "Положению", все крестьяне, проживающие на землях войска, приписывались в казаки. В условиях крепостного права, господствовавшего тогда европейской России, принятая государем-императором Николаем I мера стимулировала переселение разночинного населения. Жалованье из царской казны получали только те казачьи формирования, которые находились в немедленной готовности выйти в поход. Основная масса казаков находилась в готовности к мобилизации. Они содержали и вооружали себя сами за счет ведения сельского хозяйства, но освобождалась от налогов и податей. Беглые крестьяне получали возможность легализации путем несения службы по охране восточных рубежей империи наряду с потомственными казаками.
      Значительный процент переселенцев составляли казаки упраздненного Ставропольского калмыцкого войска - крещеные калмыки. Немало было и принудительно переселенных, демобилизованных после Отечественной войны 1812 г. солдат, так же получивших статус казаков.
      Коренное население наших мест (киргизы, татары, башкиры и пр.) не всегда враждебно воспринимало переселенцев. Многие из них принимали крещение и так же становились казаками. Так возникла целая народность - нагайбаки, компактно проживающие до сих пор в соседнем Нагайбакском районе. Больше того, казаки-переселенцы интенсивно поддерживали брачные связи с этими народами, умножая местное население православного вероисповедания.
      Большая часть наших мест территориально входила во 2-й военный отдел (позднее - округ) Оренбургского казачьего войска, с административным центром в станице Верхнеуральской (ныне гор. Верхнеуральск). Наиболее крупные станицы округа объединяли вокруг себя поселки:
  • Станица Великопетровская с поселками Парижский, Аннинский, Полтавский (ныне г. Карталы), Варненский.
  • Станица Могутовская с поселками Неплюевский, Варшавский, Елизаветопольский, Княженский, Ново-Катенинский.
  • Станица Наслединская с поселками Павловский, Брединский, Рымникский, Андреевский, Мариинский, Атамановский.
  • Станица Николаевская с поселками Маслоковецкий, Александровский, Катенинский, Ново-Городищенский, Владимирский, Кулевчинский, Константиновский.
  • Станица Полоцкая с поселками Елининский, Кацбахский, Полоцкий, Новинский, Амурский.
Север современного Варненского района с поселками Лейпциг и Алексеевка входил в состав 3-го военного округа Оренбургского казачьего войска с центром в гор. Троицке.
      В новые станицы казаки нередко привозили свои походные церкви или немедленно приступали к строительству часовен и храмов. Наиболее древним каменным храмом нашего благочиния считается церковь святого благоверного князя Александра Невского в поселке Наследнинский (ранее станица Наслединская). Уже в 1847 в нем были проведены первые богослужения. К началу ХХ века практически во всех казачьих поселениях имелись православные храмы или часовни.
      С годами опасность набегов кочевников уменьшилась, а с ней и роль казачества по охране границы. Но традиционный уклад жизни местного населения, полувоенная дисциплина и трудолюбие, благоговейное отношение к Православной вере и земле, ставшей родной, сделали Южный Урал продовольственным бастионом России. Причем земледелие в наших местах играло лишь вспомогательную роль. Главным было молочное скотоводство: сливочное масло из молока, содержащего в себе силу и аромат ковыльных степей, славилось и ценилось во всей Европе, куда вывозилось в изрядных количествах через Троицк и далее, через Самару и Москву. По уровню благосостояния южно-уральские казаки считались в основном середняками, но среди них немало было и зажиточных хозяев.
      С началом Первой мировой войны большая часть мужского населения была мобилизована на фронт. Там наши земляки успешно сражались с частями Австро-Венгерской армии. Но с наступлением известных событий 1917 г., повлекших развал Российской армии, они, как и все, потянулись домой, где власть повсеместно уже захватили большевики.
      Оренбургский атаман А. И. Дутов один из первых осознал смертельную опасность для казачества новой власти. Открывая 7 декабря 1917 г. 2-й очередной Войсковой Круг Оренбургского казачьего войска, он говорил: "Ныне мы переживаем большевистские дни. Мы видим в сумраке очертания царизма, Вильгельма и его сторонников, и ясно определенно стоит перед нами провокаторская фигура Владимира Ленина и его сторонников: Троцкого-Бронштейна, Рязанова-Гольденбаха, Каменева-Розенфельда, Суханова-Гиммера и Зиновьева-Апфельбаума. Россия умирает. Мы присутствуем при последнем её вздохе. Была Великая Русь от Балтийского моря до океана, от Белого моря до Персии, была целая, великая, грозная, могучая, земледельческая, трудовая Россия - нет её". Этим он предвосхитил появление всего через год, 24 января 1919 года директивы ВЦИК "Об истреблении казачества". Упомянутый Дутовым Троцкий так мотивировал столь жестокие действия: "Казаки - единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены поголовно".
      К сожалению, Оренбургское казачество, уставшее от войны на фронтах Первой мировой, не откликнулось на пламенный призыв своего атамана. Уже в январе 1918 г. А. И. Дутов со своими сторонниками (около 2 тыс. человек) был выбит красными из Оренбурга, а в апреле окружен в Верхнеуральске частями Блюхера. Лишь четырем казачьим партизанским отрядам и офицерскому взводу удалось вырваться в Тургайские степи.
      Тем временем большевики своей политикой озлобили до того нейтральную к новой власти основную часть оренбургского казачества и весной 1918 г., вне связи с Дутовым, на территории 1-го военного округа началось мощное повстанческое движение, к которому вскоре присоединились и другие округа. Красные ответили жестокими мерами: расстреливали, сжигали сопротивлявшиеся станицы (весной 1918 г. сожжено 11 станиц), налагали контрибуции.
      7 июля 1918 г. Дутов прибыл в Оренбург и возглавил Оренбургское казачье войско. 28 сентября казаки взяли Орск - последний из городов на территории войска, занятых большевиками. Таким образом, территория войска была на некоторое время полностью очищена от красных. Оренбургские казаки с переменным успехом вели борьбу с большевиками, но в сентябре 1919 Оренбургская армия Дутова была разбита Красной армией под Актюбинском. Атаман с остатками войска отошёл в Семиречье, где присоединился к Семиреченской армии атамана Анненкова. В мае 1920 А. И. Дутов перешёл в Китай, где и был убит менее чем через год агентами ЧК.
      Трагедия Российского казачества неразрывно связана с трагедией отечественного Православия. Победившая Советская власть к 30-м годам ХХ века разорила и уничтожила все сельские Храмы Господни в наших местах. Церковная утварь и реликвии были разграблены, священнослужители практически поголовно - репрессированы. Святыня Уральского края Чудотворная Табынская икона Божией Матери, в попытке ее спасения была вывезена в Китай отступившим атаманом А. И. Дутовым, где в годы "культурной революции" бесследно исчезла. Ночь безбожия и лихолетья опустилась над Уралом и всей страной.
      Лишь в конце прошлого тысячелетия началось возрождение Русского Православия по всей России. У нас восстановлен Казанский храм в г. Карталы, Покровский храм в Варшавке, Апостолов Петра и Павла в Великопетровке, Александра Невского в Наследнинке и другие. Вновь отстроены Воскресенский храм в Бредах, Михайловский храм в Карталах, Рождества Богородицы в Варне и Николая Чудотворца в Новокаолиновом. Продолжаются работы по их благоустройству и реставрации.

По материалам "Википедии" и других Интернет-ресурсов.



От редакции:

Свои отклики, предложения и пожелания можете оставлять в гостевой книге или отправлять по адресу: kartalyprihod@yandex.ru. Там же можно задать наиболее общие вопросы.

Оперативные вопросы относительно богослужений и треб задавайте по телефону (8-351-33)2-21-34
Hosted by uCoz